Я и не заметил, как выучился считать. Один палец, два пальца, три... Дальше могу считать — пока пальцы не кончатся. Если бы у меня на руках было сто пальцев, я бы и до ста быстренько выучился. А что тут такого?.. И вот недавно я к пяти прибавил пять, и у меня получилось ровно десять. Я даже сам удивился, как здорово у меня получилось. А папа сказал: — Молодец, Вовка, пальцы ты освоил. Теперь давай-ка я тебе дам задачку. Лёгкую. Раньше папа никогда не давал мне задачек, и я сказал: — Давай. Только не лёгкую, а трудную, потому что лёгкую и дурак решит. — Ишь, умный какой выискался, — говорит папа. — Ладно, вот тебе сложнейшая задача. Представь себе, что у тебя есть клетка и в ней живут десять кроликов... — Папа, а им не тесно в клетке сидеть? — Это к делу не относится, — говорит папа. — Ты возьми и представь себе... — Я представляю себе, только мне кажется, что им надо клетку побольше, чтоб им было попросторней. — Вот смотри, — сказал папа и нарисовал на бумаге большую клетку, — такая тебя устраивает? — Устраивает, — говорю. — Теперь я тебе нарисую в ней десять братцев-кроликов. — И папа стал рисовать. — Какие же это кролики?! — удивился я. — Разве это кролики?! Это же большие собаки! А кролики маленькие и пушистые... — Что ты ерундишь? — говорит папа. — Я же не виноват, что не умею рисовать кроликов! Такие уж у меня получились. А ты представь себе, что это кролики. — Ну, как я их представлю, если это не кролики?! Пришла мама. Она посмотрела на папин рисунок и сказала: — Вовка прав. Это какие-то дикие собаки. И мы стали рисовать все вместе. У нас получились не то кролики, не то котята. — Хватит, — сказал наконец папа. — С этим рисованием мы совсем забыли про задачу. Представь себе, Вовка, что вокруг клетки растёт очень вкусная трава. А твои кролики изрядно проголодались, пока мы их рисовали. Представляешь? — Ещё как! — говорю. — И вот ты выпускаешь пять кроликов на лужок попастись. Спрашивается: сколько кроликов осталось в клетке? Я стал думать над задачей. — Ну как, Вовка, решил? — спросил папа. — Решил. — И сколько у тебя осталось в клетке? — Ни одного. — Ну, знаешь!.. От десяти отнять пять — и ни одного?! Ведь ты же выпустил пять. Так? — Так. — Остались у тебя в клетке кролики или нет? — Папа, так ведь и они очень хотели попастись! Вот я и выпустил всех, чтобы они не сидели голодные в клетке. — Ну и ну! — удивился папа. — Эдак ты никогда не научишься решать задачки и всю жизнь будешь жить на свете тёмный, как подвал. Да что с тобой толковать! Папа махнул рукой и пошёл к маме на кухню. Он, наверное, обиделся на меня. Я сидел и рисовал кроликов. Как они едят травку. Подошёл папа, посмотрел на рисунок. — Ну так будем решать дальше? — Будем, — сказал я. — Так сколько у тебя кроликов пасётся на лужке? — спросил папа. Я сосчитал. — Десять. — Слава богу, — сказал папа, — сообразил. Теперь представь себе, что пятеро из них наелись и захотели пить. А вода только в клетке. — И мы стали рисовать пятерых кроликов, которые пьют. Когда мы нарисовали, папа спросил: — А сколько у тебя кроликов всё ещё пасётся? Я пересчитал. — Пять, — говорю. — Молодец, Вовка! Теперь представь себе, что эти пять тоже наелись и побежали в клетку пить. Спрашивается: сколько стало в клетке кроликов? — А они, папа, не побежали. — Ну, запрыгали! — И не запрыгали. Они ещё не наелись... — Знаешь, Вовка... иди ты к своим кроликам! — рассердился папа. Два дня он не разговаривал со мной и всё твердил маме, что таких бестолковых, как я, он ещё не встречал и что из меня вырастет бревно. Я уже совсем забыл про задачку, но однажды вечером папа спросил меня: — Так сколько, Вовка, у тебя на лужке осталось кроликов? Я достал лист, на котором мы их тогда рисовали, сосчитал и ответил: — Пять. — Правильно, — кивнул папа. — Теперь, я надеюсь, они у тебя наелись? Ведь вон сколько дней пасутся. — Наелись, — говорю, — только не все. — А ты знаешь, что неподалёку от твоего лужка бродит волк?.. Этого я, конечно, не знал и очень испугался за своих кроликов. — И что, по-твоему, надо делать? — спросил папа. — Кроликов надо спасать! — Правильно, — сказал папа. — Ну-ка, живо загоняй их в клетку! И мы стали рисовать кроликов в клетке, будто они заскочили в неё, чтобы спрятаться от волка. — Все спрятались? — спросил папа, когда мы кончили рисовать. — Все, — говорю. — А как ты узнал? Может, один притаился в траве и волк непременно его найдёт. Тут уж кролику несдобровать. Я быстренько сосчитал кроликов в клетке и обрадовался: — Нет, папа, волку ничего не достанется. Все братцы-кролики дома — все десять! — Молодец! — сказал папа. — Вот, пожалуй, и всё с этой задачей. — Нет, не всё. — Что ещё?! — А задвижку, чтобы клетку закрыть?! Папа улыбнулся и нарисовал настоящую задвижку на дверце клетки. А я нарисовал рядом с клеткой волка. Как он сидит и облизывается. Только у меня вместо волка нарисовалась какая-то коза без рогов. Рядом с волком я нарисовал морковку. Я подумал, что когда волк очень-очень проголодается, то съест и морковку.
Художник Вадим Жуков
|