Суббота, 20 Апреля 2024, 03:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Меню сайта

Главная » Статьи » Выпуски журнала » 2019 год, № 4

От циркуса до цирка

Цирки существовали ещё в незапамятные времена. В Римской империи они назывались циркусами. Правда, циркусы были не круглыми, а вытянутыми, совсем как современные стадионы. Обычно там проводились гонки колесниц, скачки и гладиаторские бои. Самый большой – Циркус Максимус – находился в Риме. Но после падения империи все они закрылись... Так как же появились современные цирки? А сейчас расскажем!

Цирки Астлея

Издавна по дорогам всего мира бродили акробаты, дрессировщики, фокусники, однако собраться под одной крышей и вместе давать представления им не приходило в голову. Но в восемнадцатом веке в Париж приехал английский наездник Филипп Астлей с женой и сыном. Он выстроил «Амфитеатр Астлея» – зал с трибунами для зрителей и придумал манеж – круг­лую сцену. Астлей рассчитал, что манеж непременно должен быть диаметром 13 метров – тогда наездникам проще выполнять трюки на спинах скачущих по кругу лошадей. И до сих пор все манежи строятся именно такого размера!

В «Амфитеатре» выступал и сам Астлей, и его десятилетний сын Джон. Во время представлений играл маленький оркестр, где барабанщицей была жена Астлея. Кроме наездников, в цирке были акробаты, мимы, жонглёры, канатоходцы и клоуны. Все они оказались такими хорошими артистами, что сам король Людовик Пятнадцатый приглашал их давать представления во дворце. И вскоре Астлей настолько разбогател, что открыл цирки ещё в восемнадцати городах.

Наездниками у Астлея работали не только мужчины, но и женщины. Женщинам приходилось очень нелегко, ведь в те времена они должны были выступать в длинных платьях с пышными юбками, в туфлях на высоком каблуке и шляпах с перьями. К тому же сидеть на лошади женщинам полагалось боком. Всадница проделывала трюки грациозно, с лучезарной улыбкой, но чего ей это стоило? Ох, даже думать не хочется...

Клоунов Астлей поначалу нанимал из крестьян, которые совершенно не умели ездить верхом. Во время представления такого неумеху сажали в седло и пускали лошадь бегом. Как ни цеплялся бедняга за сбрую, он неизбежно падал на манеж под хохот зрителей. А уж после этого на арену выходили настоящие мастера верховой езды, чтобы сразить публику своим искусством. Неслучайно по-английски «клоун» означает «деревенский растяпа»!

Знаменитые циркачи

Конечно же, зрителям в цирках нравились не только конные номера. Вот, к примеру, мадам Саки с детства танцевала на канате. В девятнадцатом веке она открыла в Париже Театр акробатов. Мадам Саки настолько любила своё дело, что продолжала танцевать на канате, даже когда ей исполнилось 75 лет!

Прославился и акробат Жан Леотар. Он придумал рискованный номер «Полёт с трапеции на трапецию», без которого до сих пор не обходится ни одно цирковое представление. А ещё он изобрёл трико – обтягивающий костюм, в котором акробатам стало намного проще выступать. Ведь если нет широких штанин и рукавов, то в полёте ни за что лишнее не зацепишься!

Поражал зрителей и Эль Ниньо – мальчик, который раскачивался под куполом цирка, держась за трапецию только своим затылком, и при этом весело бил в барабан.

А британскую публику впечатлял Исаак ван Амбург – укротитель, первым положивший голову в пасть льва. Английская королева была в таком восторге от храброго артиста, что заказала его портрет вместе с животными, которых он дрессировал – со львом, тигром, пантерой и леопардом.

Российские артисты

Первый российский цирк открыли братья Никитины: клоун и музыкант Аким, силач Пётр и шутник Дмитрий. Это произошло в девятнадцатом веке в городе Саратове. Саратовский цирк и сегодня считается одним из лучших. Его прославили многие знаменитые артисты – например, клоуны Карандаш и Олег Попов, дрессировщики Запашные.

В годы Великой Отечественной войны многие советские цирки пострадали от вражеских бомбардировок, был уничтожен инвентарь, погибли дрессированные животные. Но артисты не упали духом.

Клоун Борис Вяткин одну за другой посылал в Москву телеграммы с просьбой отправить его и других артистов на фронт для выступлений перед бойцами. И в 1942 году были созданы цирковые бригады. Артисты выступали на передовой, в госпиталях, на грузовиках и просто на полянах – под бомбёжками и обстрелами, в любую погоду. Одна только бригада Бориса Вяткина за годы войны дала полторы тысячи представлений. А 9 мая 1945 года, в День Победы, советские цирковые артисты выступали перед воинами-победителями на ступенях рейхстага!

У нас, в Волгограде, тоже есть свой цирк. Давно вы там не были? Может, самое время сходить?

 

Фото из Интернета

Категория: 2019 год, № 4 | Добавил: Журнал (30 Июля 2019) | Автор: Елена Завгородняя
Просмотров: 331 | Теги: Елена Завгородняя, детский журнал, журнал для детей, простокваша, цирк | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск

» Выпуски журнала

Вверх
Журнал для детей ПРОСТОКВАША © 2024