Закончив прополку, я, как полководец, окинул взглядом грядки — там не осталось ни одного сорняка. Довольный, я положил тяпку, как ружьё, на плечо и чётким строевым шагом направился к дому. Вспомнились армейские годы, захотелось петь. Я уже открыл рот, но вдруг заметил, что из-за изгороди на меня круглыми от удивления глазами смотрит соседский мальчик Димка. Он пытался понять, что делает взрослый дядя — то ли дурачится, то ли готовится к военному параду. Я строго посмотрел на Диму и приказал:
— Запе-вай!
Дима сразу всё понял. Он перемахнул через забор, зашагал рядом и завопил на весь дачный посёлок:
— Антошка, Антошка, пойдём копать картошку!
— Отставить, — скомандовал я. — Не тот куплет! Я уже неплохо потрудился. Сейчас надо петь: «Готовь к обеду ложку!»
Дима набрал в грудь воздуха, но я успел сказать:
— Замри!
И пока он стоял неподвижно, я достал из кармана две конфеты, не спеша развернул их, одну отправил в свой рот, а вторую положил на розовый язык Димки. Мы расхохотались — разница в возрасте не мешала нашей дружбе.
По дороге Дима поинтересовался:
— Дядя Коля, вы, наверное, рыбок завести собираетесь? Я видел, как вчера к вам огромный аквариум привезли.
— Это не аквариум, а террариум. «Терра» в переводе с латыни означает «земля», и террариум предназначен для тех, кто ползает по земле: для змей, ящериц… Понимаешь, мои друзья уехали в дальнюю командировку и попросили меня приютить на время своего полоза. Полоз этот — взрослый змей, длиннее двух метров, а шалит как маленький!
Я открыл дверь, и мы вошли в дом. В середине комнаты стоял террариум, где дремал внушительных размеров змей с черными пятнами на чешуйчатой серой спине. Его голова была накрыта пластмассовой миской.
Дима присел возле прозрачной стенки террариума.
— А зачем вы ему голову прикрыли?
— Это он сам так делает, — объяснил я. — Говорю же, шалит! Вот смотри.
Я снял с головы полоза миску. Змей сердито зашипел, а я наполнил посудину водой и вернул в террариум.
Немного отпив, полоз подцепил миску и снова опрокинул себе на голову.
— И правда, шалун! — восхитился Дима. — Но с ним вам веселее будет. Правда, дядя Коля? У вас же других животных нет.
— Давным-давно у меня тоже был домашний любимец, — сказал я со вздохом.
— Почему вы вздыхаете? — спросил Дима. — Неужели с вашим любимцем случилось что-то плохое?
И я рассказал ему очень грустную историю.
— Когда мне было столько же лет, сколько тебе сейчас, родители на всё лето увезли меня на дачу. Отец устроил в саду маленький прудик: выкопал яму, поместил туда старую ванну, насыпал на её дно гальки, ракушек и залил водой. В этот прудик мы запустили красивую рыбку — голавля. Я заботился о нём, и он сильно ко мне привязался. Когда я подходил, он высовывал голову из воды, а я насыпал корм на ладонь и подносил к самой воде. Голавль осторожно брал корм губами прямо с моей руки.
Мне было интересно и очень весело проводить время со своим питомцем! Но в середине лета я заболел, и меня положили в больницу. Вернуться на дачу я смог только через две недели. Первым делом я побежал к прудику, но рыбки там не было!
На мои расспросы отец ответил без утайки: «Пока ты болел, голавль отказывался от корма и всё выглядывал из воды — надеялся тебя увидеть. А несколько дней назад мы с мамой нашли его на траве. Я осмотрел голавля. Он оказался целым, то есть в его смерти никто не виноват: ни кошки, ни вороны. Голавль выбросился из прудика, потому что не смог пережить разлуки с тобой».
Отец показал мне маленький холмик у изгороди — там была похоронена моя рыбка.
Как я горевал! До самой осени я каждое утро приносил к холмику свежие полевые цветы. Родители предлагали купить других рыбок, но я отказался. Я не хотел, чтобы из-за какой-нибудь случайности с ними произошло то же, что и с голавлем…
Дима слушал очень внимательно.
— Да, жалобная история, — сказал он. — Как в кино. — И задумчиво постучал пальцем по стеклу террариума.
Полоз выглянул из-под чашки одним глазом и снова спрятался.
— Да ведь он не шалит, — вдруг понял Дима. — Он тоже скучает по своим прежним хозяевам, потому и не хочет нас видеть!
Художник Елена Новикова |