Наверное, первый на свете барабан появился, когда первобытный человек, колотя на ходу палкой по стволам деревьев, обнаружил, что сухое, пустое внутри дерево отзывается намного громче других. Должно быть, с тех пор ни одно празднество в племени не обходилось без сумасшедших барабанных ритмов! И не только по радостным поводам звучали древние барабаны – громким стуком удобно было и на совет людей созывать, и об опасности предупреждать.
Конечно, в те далёкие времена барабаны выглядели не так, как современные, ведь в каждой местности их делали на свой лад. Где-то мастерили плоские бубны, натягивая кожу животных на круглые и квадратные рамы, где-то лепили глиняные сосуды, которые, как ни странно, тоже звучали громко и музыкально. Но чаще всего делали деревянное «лукошко» и туго обтягивали его кожей сверху и снизу.
Поначалу барабаны служили музыкальными инструментами и средством сигнализации. И работать под ритмичные звуки было сподручнее – грести вёслами, например, или сообща тяжести тащить. Барабаны звучали на праздниках и на казнях... А со временем барабанами заинтересовались военачальники. Они быстро смекнули, насколько может быть полезен этот инструмент в сражениях, и в средние века появилась профессия военного барабанщика. Они воодушевляли солдат барабанным боем на дальних переходах, давали сигнал к атаке или отступлению. Музыкантам полагалось играть слаженно, в унисон. А все сигналы они заучивали наизусть: тра-да-дум, тра-да-дум, тра-да-дум-дум-дум...
В армии барабанщики считались очень важными персонами. Им платили хорошее жалованье и многое прощали. К примеру, в Европе барабанщикам позволялось носить одежду едва ли не роскошнее, чем парадные мундиры офицеров. Зато в каждом бою барабанщик рисковал головой. Ведь, пока он, стоя навытяжку, отбивал боевой ритм, враги наперебой старались сразить его метким выстрелом. И если барабанщик падал убитым, в войске порой начиналась такая паника, словно застрелили командира. Ну как воевать без бодрящей дроби барабанных палочек?
Чтобы музыкант перестал быть заметной мишенью на поле боя, в барабанщики стали брать низкорослых людей, а потом додумались воровать крестьянских мальчиков лет восьми-десяти и обучать их искусству игры на барабанах. Ведь в таких маленьких вражеским стрелкам попасть труднее, да и постесняются, быть может, по ребятишкам-то из ружей палить...
К слову, в русской армии тоже служили мальчики-барабанщики, но вовсе не краденые. Это были сироты, чаще всего дети погибших солдат. Пока они не повзрослели, в бой их не посылали, а только учили правильно играть на барабанах. Да ещё и платили им хорошо.
До семнадцатого века барабаны в русской армии использовались особые. Были, к примеру, набаты – медные барабаны, обтянутые кожей. Их перевозили на лошадях. И все знали: если гремит набат, значит, надо готовиться к сражению.
Накры – ещё один инструмент, который обеспечивал шум и грохот при наступлении. Это пара керамических барабанов с обтянутым кожей верхом. Накры подвешивались у пояса барабанщика, и он колотил в них большими и тяжёлыми палочками.
Были ещё и тулумбасы – барабаны из металла, керамики или дерева, обтянутые толстой кожей. Конные воины прикрепляли небольшие тулумбасы к седлу и на скаку били по ним рукоятками плетей. Но встречались и огромные тулумбасы, по ним барабанили огромными колотушками сразу восемь человек! Звук такого гиганта был в точности как пушечный выстрел и сильно нервировал врагов.
Однако в семнадцатом веке российские военачальники решили отказаться от всех громоздких видов барабанов и пользоваться лёгкими, по примеру Европы. Но в конструкции русских барабанов были свои особенности. Если основание европейского барабана состояло из одного плоского куска древесины, согнутого в цилиндр, то основа русского барабана набиралась из дощечек, наподобие бочонка, и скреплялась изнутри лозовыми обручами и гвоздями – иногда металлическими, а иногда деревянными. Такие барабаны украшались то росписью и позолотой, то треугольниками «мундирных» цветов. К примеру, если мундиры в этом полку красно-жёлтые, то на полковом барабане чередовались треугольники красного и жёлтого цветов.
Впрочем, славная история военных барабанов уже закончилась. Сегодня это исключительно музыкальные инструменты. В любом оркестре или музыкальной группе играют самые разные барабаны и целые барабанные установки. В спектаклях барабаны создают шумовые эффекты. К примеру, в Шестой симфонии Бетховена с помощью барабана передаётся звук грома, в Одиннадцатой симфонии Шостаковича большой барабан изображает пушечный выстрел. А в знаменитом «Болеро» композитора Равеля барабан не смолкает на протяжении всего произведения.
Ну и, конечно же, без барабанщиков в красивой праздничной форме не обходится ни один парад!
Знаешь ли ты, что...
...Барабан считается самым первым в истории музыкальным инструментом.
...Индейцы сравнивают барабан со Вселенной, а его бой с биением сердца. У них есть поговорка: «Покуда слышен бой барабана, земля не умрёт».
...На гербах некоторых старинных русских городов, таких как Ялуторовск, Томск и Тобольск, изображались военные барабаны. А в белорусском Волковыске археологи выкопали шахматную фигурку воина с барабаном. Они выяснили, что сделана эта фигурка в далёком двенадцатом веке.
...Царь Пётр Первый хорошо управлялся с барабанами и даже сам учил солдат барабанить.
...В некоторых африканских племенах до сих пор существует обычай: когда умирает барабанщик, его барабан тоже хоронят, только не вместе с хозяином, а на отдельном кладбище для барабанов.
...А ещё в Африке есть поверье, что после смерти барабанщика его душа переселяется в барабан.
...В начале двадцатого века барабанщиков привлекали к озвучиванию фильмов. Звуками барабанов передавались выстрелы, конский топот или стук колёс поезда.
Поговорки про барабаны
Верблюд, привыкший к пушкам, не испугается барабана (татарская).
Всяк на своем барабане играет (бенгальская).
Если говоришь – говори ясно, бьёшь в барабан – бей, чтобы все слышали (китайская).
Для глухого два раза в барабаны не бьют (абхазская).
Если барабан звучит глухо, он скоро сломается (африканская).
Зайца на барабан не выманишь (русская).
Иному не пушки страшны, а барабаны (русская).
Солдатам, что малым ребятам, и барабан в потеху (русская).
Огонь – не барабан, но если наступишь на него, будешь танцевать (афганская).
Перводан, другодан, на колоде барабан (русская считалка).
Уже старик, а всё ещё хочет в детский барабан бить (вьетнамская).
У нашего соседа – веселая беседа: гуси в гусли, утки в дудки, овцы в донцы, тараканы в барабаны (русская).
Анекдоты про барабаны
– Папа, ты можешь починить мой барабан?
– Нет, сынок. Я в барабанах ни бум-бум.
* * *
Вечером сын предлагает родителям:
– Хотите, я вам колыбельную сыграю на барабане?
* * *
Вовочке подарили барабан. Замучил и домочадцев и соседей – каждый день с утра: «Трам-тарарам!» И ни во что другое играть не хочет. И вот однажды папа с загадочным видом спрашивает Вовочку: «А тебе не интересно, что у барабана внутри?» И уже назавтра никакого грохота не было...
* * *
У меня соседи сверху гвозди заколачивают, соседи справа постоянно ругаются, соседи слева сверлят что-то. Ну как мне в таких условиях играть на барабанах?!
Художник Елена Завгородняя |