Тимка был невысоким, и в классе его дразнили.
− Мелюзга! Коротышка! − бросались в него мальчишки обидными прозвищами.
− Нолик! − Это придумал Васька Трунов, самый их отъявленный хулиган.
Все подхватили:
− Нолик! Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Нолик!
− Не знала я, Трунов, что ты в пятом классе всё «Фиксиков» смотришь! − осадила его Елена Петровна.
Васька замолчал, нахмурился.
Всё-таки Елена Петровна молодец! Вот только с музеем она зря придумала. И главное, неожиданно. Прямо на математике вдруг взяла и объявила:
− Завтра после уроков идём на экскурсию в музей военно-морского флота.
Тимка сразу решил, что этот музей не для него. Военные – они же высокие, сильные. Как Трунов с Семёновым. Семёнов длинный, как радиовышка. Тимке до него в жизни не дорасти. У Трунова кулаки, как боксёрские перчатки. Попробуй огрызнись в ответ. А Тимка маленький. Он уже представил, как эти двое завтра всю дорогу будут издеваться над ним...
− Знаешь, кто я?! – переступив порог квартиры, в отчаянии крикнул Тимка отцу. − Коротышка несчастный! Нолик!
− Ну, чего ты? − попытался успокоить его отец. − Я, между прочим, тоже невысокий, и мама миниатюрная.
«Да, только у вас на работе нет Трунова с Семёновым», − хотел было возразить Тимка, но вместо этого вздохнул и ушёл в свою комнату.
За окном шёл густой снег. Может, ещё отменят завтрашний музей?
Экскурсию не отменили. Когда Тимка вышел на крыльцо школы, одноклассники уже были в сборе. Все весёлые, возбуждённые. Особенно Трунов с Семёновым.
− Отвечаю! − Васька бил кулаком себя в грудь. − Я на море служить буду! В дальние страны поплыву бананы с ананасами трескать.
− А я лётчиком буду! − кричал Семёнов.
− Я в принципе и ракетчиком могу!..
− Да нас везде возьмут!
Тут они заметили Тимку. Трунов посмотрел на него сверху вниз и ехидно поинтересовался:
− А ты где служить будешь, Нолик?
− Сверчком на палубе! − съязвил Семёнов.
Крыльцо наполнилось хохотом. Смеялись даже девчонки. Елена Петровна вовремя подоспела.
− Трунов, Семёнов! − возмутилась она. − Если не уймётесь, я вас прямо сейчас в армию отправлю! А ещё лучше к директору! − Потом взяла Тимку за руку, и они тронулись в путь.
В паре с Еленой Петровной он чувствовал себя неловко. Трунов с Семёновым продолжали шептаться и хихикать, и Тимке очень хотелось, чтобы разразилась какая-нибудь снежная буря. Парк, набережная, а впереди широкий канал – от непогоды спрятаться негде, придётся возвращаться!
Тимка в поисках туч поднял глаза к небу, а когда вдруг снова посмотрел в сторону канала, у него перехватило дух: недалеко от берега всплыла подводная лодка. Она появилась внезапно – большая, чёрная, таинственная.
Другие ребята тоже её заметили.
− Смотрите, смотрите, лодка!
– Ух ты!
− Я на такой служить буду! − Это, конечно же, был Трунов.
− Нашу экскурсию начнём с посещения лодки, − сказала Елена Петровна. − Предупреждаю, внутри ничего трогать нельзя. Раньше это был боевой корабль, теперь экспонат музея. Подробнее вам расскажет экскурсовод.
Он встретил их у трапа – с обветренным лицом и седыми усами, в белоснежной фуражке и кителе, похожий на капитана корабля. Тимка смотрел на него, как на волшебника с другой планеты. Но Иван Семёнович оказался обычным, земным
и очень даже приветливым.
− Проходите! Добро пожаловать на борт!
Ребята стали торопливо подниматься по трапу, и вскоре подлодка наполнилась их оживлёнными голосами.
− Смотрите, люки! В стене и наверху!
− А вон гидрокостюмы.
− А вон радары!.. И кнопки. Это, наверное, пункт управления!
− Глядите, торпеды! − Семёнов заметил снаряды. − Какие огромные!
− Вот бы бабахнуть такой! − Это, конечно же, был Трунов.
− Сейчас уже не бабахнешь, − улыбнулся Иван Семёнович, − боевого заряда нет. А вот раньше... − И он стал рассказывать ребятам о непростой, но интересной службе подводников.
Сначала пятиклассники шумели, делились впечатлениями, делали селфи на фоне торпед и приборов, даже пытались что-то трогать и крутить, но понемногу успокоились и стали слушать.
Тимка тоже слушал. Буй-вьюшка, корабельная рында, рубка, кают-компания, камбуз − новые слова вместе с захватывающими историями Ивана Семёновича переполняли его воображение, погружали в мир сильных, отважных людей, которые несли службу в жарком машинном отсеке, не боялись холодной морской воды, знали цену каждому вдоху и настоящей дружбе.
− По-любому подводником буду! − впечатлившись, заявил во всеуслышание Трунов. − А что нужно, чтобы им стать? − спросил он у Ивана Семёновича. − Если я, правда, очень захочу, меня возьмут?
− Смелость нужна, выдержка и... рост, − Иван Семёнович вдруг посмотрел на Тимку. − Вот его возьмут.
Васька опешил, а Тимка в первый раз за этот день улыбнулся.
С экскурсии все возвращались довольные. Все, кроме Трунова.
− Нолик! − с опаской поглядывая на Елену Петровну, злобно шипел он Тимке в спину.
Иногда Семёнов ему помогал:
− Коротышка!
Их слова не ранили Тимку, как торпеды, в которых уже не было боевого заряда.
Ребята неторопливо шли по набережной, и Тимка иногда оборачивался, но не на этих двоих, а на канал, где далеко позади осталась подводная лодка.
Он верил, что когда-нибудь обязательно сюда вернётся.
Художник Валентина Цыннова |